Зачем у каждой арки в Петербурге стоят гранитные столбики?

by Женя Лепёхин
Зачем у каждой арки в Петербурге стоят гранитные столбики?

Этот вопрос задал мне двоюродный брат, который уже живёт в Питере семь лет. Я сказал: «Не знаю». Он ответил: «И я не знаю».

Мне было странно слышать, что за семь лет он так и не выяснил, зачем же около каждой арки стоит два гранитных столбика. Мы долго рассуждали, но логичекого решения не находили. Тогда я задал вопрос читателям моей еженедельной рассылки. Несколько читателй ответили на мой вопрос, за что им огромное спасибо. Публикую сводный ответ c дополнениями.

«Столбики на фото называются колёсоотбойные тумбы. Их использовали, чтобы защитить стены от колёс карет, повозок и прочего гужевого транспорта», — пишет Евгений Тарасов.

На картинке хорошо видны выступающие оси колёс и ободы.

До 20 века у карет и прочих разновидностей гужевого транспорта колёсная ось выходила за края самой повозки. Колёса и торчащие ободы разбивали фасады зданий, сделанные из дорогих материалов. Чаще всего из мрамора и кирпича.

Вдобавок, под повозками (как и сейчас под машинами) гибло много людей. Об этом пишет некто Леваков и приводит примеры из классической русской литературы. Вёрстка в старом ЖЖ отвратительная, но ради знаний можно потерпеть.

Колёсоотбойники есть не только в Петербурге, но и в других городах России и прочих стран. Например, это тумбы на одной из улиц Парижа.

«В некоторых арках бывают небольшие бордюры, тоже для того, чтобы не повредить облицовку», — написала мне читательница Валерия Дроговоз.

Вот одна из таких арок с бордюром.


В дополнение к моей заметке можете прочитать про разновидности гужевого транспорта и историю карет. Это поможет разобраться в теме более глубоко.

July 29, 2018
by Женя Лепёхин
Путешествия