Почему дизайнерам и редакторам так тяжело в регионах?

by Женя Лепёхин
Почему дизайнерам и редакторам так тяжело в регионах?

​Каждый раз, когда я отправляю коммерческое предложение местно компании, я думаю: «Пожалуйста, напишите мне в ответ, что угодно, только не говорите, что это дорого!»

При этом не важно, что заказывают: текст о компании, статью для корпоративного блога или сайт. Почти всегда я получаю ответ, что Вася Пупкин готов сделать дешевле, а вы совсем охренели и «мы никогда не заплатим за текст пять тысяч». Я не буду говорить о том, что так рассуждать неправильно и что хороший текст, а уж тем более сайт или логотип стоят гораздо больше пяти тысяч.

Попробую объяснить и разобраться, почему же так случилось, что нам дорого покупать шрифты, платить за хороший дизайн, понятные тексты и адаптивные сайты.

Менталитет

Не хочу быть очевидным, но 70 лет без частной собственности и постоянное промывание мозгов об «народных богатствах и социалистической собственности народа» привели к тому, что старшее поколение до сих пор ждёт подачек от государства, а бизнесменов и предпринимателей считает бездельниками.

Таких людей не сильно много, но они есть. Менталитет всё ещё мешает нам двигаться вперёд, мешает нам развиваться. Мысль о том, что за текст или картинки нужно платить, кажется таким людям дикостью. Некоторым до сих пор проще надеяться на мифического барина или вождя, который всех рассудит и поделит между всеми поровну.

Низкий порог вхождения в профессию

Дизайн и редактура в первую очередь ремёсла. Их можно освоить, но им нельзя научить. Тем не менее, чтобы назвать себя дизайнером или редактором не нужно заканчивать университет. Достаточно ноутбука, который тянет Фотошоп и Ворд, двух рук и головы на плечах.

Доступность профессий порождает огромное количество текстов, логотипов и сайтов сомнительного качества за низкую цену. Любого, кто сунется на локальный рынок с ценой выше хотя бы в полтора раза, выпнут под зад и вдогонку обзовут придурком.

Просто так прийти к крупному бизнесу, например, Сбербанку и предложить свои услуги тоже нельзя: вы ещё никто и должны отвоевать своё право работать с серьёзными компаниями.

Согласие дизайнеров и редакторов

Пожалуй, это главная проблема креативного кластера. Дизайнеры и редакторы сами воруют: не платят за шрифт, копипастят куски текста без ссылки на источник. И потому принимают правила этого рынка. Поэтому они рассчитывают стоимость текста по знакам, берут идеи для логотипов с биржи фриланса или копируют мировые бренды, дорисовав какой-нибудь элемента.

Именно поэтому они не могут брать за логотип больше пяти тысяч. Именно поэтому рынок не растет вместе с ними, а потребитель не становится более требовательным и не ждёт креатива. Нельзя требовать от рынка и клиентов понимания, не имея возможности и способности выдать что-то достойное.


Думаю, единственный верный способ менять рынок и индустрию — делать не как все и менять своё отношение. Но не всмысле «забить на проблемы». Менять свой подход к проблеме, менять её видение. Иными словами: чтобы добиться уважения и признания, нужно любить, уважать свое дело. Тогда и остальным придется его уважать.

September 19, 2018
by Женя Лепёхин
Мысли